Как проверить двигатель при покупке LADA с пробегом

Покупка подержанного автомобиля — всегда серьёзный шаг, особенно если речь идёт о модели, которая уже успела послужить предыдущему владельцу. Автомобили LADA, особенно распространённые в России, часто становятся выбором тех, кто ищет надёжный, недорогой и ремонтопригодный транспорт. Однако даже самая простая и хорошо известная машина требует внимательной оценки, в первую очередь — проверки двигателя. Именно мотор — «сердце» автомобиля, и от его состояния напрямую зависит не только комфорт эксплуатации, но и безопасность движения.

Общие признаки «здорового» двигателя

Первое, на что стоит обратить внимание — внешний вид мотора. Если под капотом LADA всё в масле, грязи, видны следы подтёков — это тревожный сигнал. Конечно, на полностью сухой мотор рассчитывать не стоит, особенно если машине больше 5-7 лет, но излишнее запотевание в области клапанной крышки, переднего или заднего сальника коленвала, а также в районе масляного фильтра может свидетельствовать о серьёзных проблемах.

После визуального осмотра следует обратить внимание на работу двигателя на холостом ходу. Заводится ли он легко, особенно на холодную? Работает ли стабильно, не «плавают» ли обороты? В норме двигатель LADA не должен «трястись», издавать посторонние звуки или издавать нестандартный запах гари. Неровный холостой ход может свидетельствовать о неисправностях в системе зажигания, подсосе воздуха, проблемах с датчиками или даже об износе цилиндропоршневой группы.

Проверка уровня и состояния масла

Откройте масляный щуп и обратите внимание на уровень масла и его цвет. Если масло чёрное, густое или, наоборот, слишком жидкое с запахом бензина, это говорит либо о старом масле, либо о возможных неисправностях, таких как разбавление масла топливом. Белый налёт на внутренней стороне крышки маслозаливной горловины может сигнализировать о попадании охлаждающей жидкости в масло — а это уже прямое указание на повреждение прокладки головки блока цилиндров.

Стоит также уточнить у продавца, когда последний раз менялось масло и какой именно тип использовался. Слишком дешёвые или неподходящие по вязкости масла могут ускорять износ двигателя. При наличии сервисной книжки или заказ-нарядов оцените, насколько регулярно проводилось техническое обслуживание.

Прослушивание работы двигателя

Попросите завести двигатель и внимательно прислушайтесь. На холодную мотор может работать чуть громче, но спустя пару минут работы шум должен уменьшиться. Посторонние металлические звуки, цокот, стуки, особенно ритмичные — повод усомниться в техническом здоровье силовой установки. Зачастую такие звуки указывают на износ клапанного механизма, шатунных или коренных подшипников.

Наиболее надёжный способ — использовать стетоскоп или хотя бы длинную отвёртку, приложив её к различным точкам двигателя (например, головке блока и блоку цилиндров) и к уху. Так можно услышать даже скрытые посторонние шумы, которые не заметны на слух снаружи.

Проверка на ходу

После визуальной и звуковой оценки обязательно выполните тест-драйв. Обратите внимание, как двигатель тянет на разных оборотах, не «проваливается» ли при разгоне, не задыхается ли. При нажатии на газ не должно быть задержек или провалов. Если есть вибрации на руле, неравномерная тяга, а из выхлопной трубы идёт чёрный, синий или белый дым — это серьёзный повод задуматься.

Синий дым говорит о сгорании масла и может быть вызван износом маслосъёмных колпачков, поршневых колец или цилиндров. Белый — о попадании охлаждающей жидкости в камеру сгорания, что свидетельствует о проблемах с прокладкой ГБЦ. Чёрный дым — признак переобогащённой топливной смеси, что часто связано с неисправностью датчиков или инжектора.

Диагностика компрессии и давления масла

Один из наиболее объективных способов оценки состояния двигателя — измерение компрессии в цилиндрах. Для этого потребуется специальный прибор — компрессометр. В идеале показатели в каждом цилиндре не должны отличаться более чем на 1–1,5 атмосферы, а значения для большинства двигателей LADA должны находиться в диапазоне 11–13 атмосфер. Более низкие показатели указывают на износ поршневой группы, прогар клапанов или проблемы с уплотнением.

Если есть возможность, желательно также измерить давление масла. Это можно сделать с помощью специального манометра, подключённого вместо штатного датчика давления масла. Низкое давление на горячем моторе указывает на износ масляного насоса или коренных/шатунных вкладышей.

Компьютерная диагностика — друг покупателя

Наличие диагностического разъёма OBD-II позволяет подключить сканер и считать ошибки. Это особенно актуально для инжекторных моторов. Наличие ошибок по датчикам (лямбда-зонд, датчик детонации, ДМРВ и др.) может говорить о необходимости дорогостоящего ремонта или замены элементов системы управления. Также диагностика покажет текущие параметры работы двигателя: обороты холостого хода, температуру охлаждающей жидкости, напряжение на датчиках и прочее.

Вывод: лучше потратить час на осмотр, чем месяц — на ремонт

Покупка LADA с пробегом может стать удачной сделкой, если подойти к проверке двигателя серьёзно. Внимание к деталям, спокойный осмотр и трезвый расчёт помогут избежать неприятных сюрпризов. При возможности желательно пригласить с собой специалиста или загнать машину на СТО, где смогут выполнить комплексную диагностику.

Не стоит полагаться исключительно на слова продавца — только факты, измерения и личные впечатления могут дать полное понимание состояния мотора. А учитывая, что ремонт двигателя — один из самых дорогостоящих процессов, небрежность на этапе покупки может обернуться серьёзными тратами в будущем.